Конкур конный спорт: история, правила
Конкур - это конный вид спорта, где участники должны преодолевать ряд препятствий, каждое из которых имеет свою степень сложности и расположено в строгой последовательности на специализированной арене. Этот вид спорта считается наиболее зрелищным среди конных состязаний.
ИСТОРИЯ КОННОГО СПОРТА
Восхождение конного прыжкового спорта началось в XVIII веке, когда аристократия увлекалась конной охотой. Это увлечение способствовало развитию верховой езды в целом, а также улучшению навыков преодоления препятствий, с которыми наездникам приходилось сталкиваться в ходе охоты. Франция считается местом зарождения конкура. Впервые официальные соревнования по преодолению препятствий на лошадях состоялись на лошадиной выставке в Париже в 1850-х годах и были названы «конкур-иппик». Со временем подобные мероприятия начали проводиться в Бельгии, Италии, а затем и в России, Америке, Германии. Постепенно термин «конкур-иппик» трансформировался в более современное название этого вида спорта — конкур.
Быстрый рост популярности этого вида спорта привел к усовершенствованию техники и стратегии прыжковой езды. В 1900 году конкур был официально включен в число дисциплин Олимпийских игр, которые проходили в Париже.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ
В рамках соревнований по преодолению барьеров наездником на коне, ему предстоит без остановок и касаний успешно пройти через 8-16 заранее установленных препятствий, размещенных на арене в строгой последовательности. Вдоль каждого барьера располагаются маркерные флаги. Спортсмен обязан перепрыгивать препятствия таким образом, чтобы белый маркер находился по левую сторону, а красный – по правую.
Архитектор трассы должен учесть квалификацию участников и соотнести трудность барьеров с их навыками. За 30 минут до старта он должен разместить карту маршрута рядом с входом на арену, а также предоставить ее копии судьям.
Траектория, по которой движется спортсмен с начальной до конечной точки, именуется маршрутом, который нужно пройти за установленное время. Полный пролет от старта до финиша получил название "проход". По окончании всех проходов судьи определяют места участников.
Перед стартом соревнований участникам разрешается один раз пройтись по маршруту для ознакомления с расстановкой барьеров. Им также позволяется оценить каждое препятствие вблизи и решить, как лучше его преодолеть. В условиях накопления баллов за препятствия, наездникам следует определить, на каких барьерах они могут набрать больше всего очков, исходя из возможностей своих коней.
Перед выходом на арену каждый участник должен проявить уважение к судьям, поклонившись и опустив руку.
Сигнализация участникам осуществляется с помощью колокольных звонов, которые указывают на:
- начало выступления;
- необходимость остановиться;
- разрешение продолжить после паузы;
- дисквалификацию (один длинный звук или три коротких).
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ
В случае, если спортсмен начал до звонка, не остановился после сигнала остановки или возобновил проход без разрешения, он может быть дисквалифицирован.
Несоответствия при выполнении трассы:
Ошибки в процессе выполнения прыжков. Когда лошадь перемещает препятствие, частично его разрушает или входит в водяную преграду, судьи отмечают это как ошибку. Для фиксации нарушения элемент барьера должен изменить свои первоначальные размеры, будь то высота или ширина, что является ключевым фактором при оценке прыжков. Однако если падает лишь нижняя перекладина высотного препятствия, это не считается промахом.
Неправильное следование заданному маршруту. Конкурсант, преодолевающий барьеры не по установленной последовательности, считается «нарушителем маршрута». Для исправления допущенной ошибки спортсмену следует пройти заново часть трассы с места, где была сделана ошибка. В случае его отказа от этого он подлежит дисквалификации.
Падение. Падение считается моментом, когда всадник и лошадь разделяются во время преодоления дистанции.
Превышение установленного времени. Участник, затративший на прохождение дистанции больше времени, чем это положено по правилам, набирает штрафные баллы. Если фиксируется превышение максимально допустимого времени, пара автоматически исключается из соревнования.
Отказ – это ситуация, когда лошадь останавливается перед препятствием, вне зависимости от того, было ли оно сбито или сдвинуто.
Обход препятствия. Такая ошибка отмечается, если лошадь перепрыгнула мимо флагов, обошла часть барьера или не прошла заданную часть трассы.
Сопротивление. Если лошадь не подчиняется командам наездника и отказывается двигаться дальше, это считается проявлением сопротивления.
Недопустимые методы тренировок. Участникам конкурной езды запрещено использовать жестокие тренировочные методы, которые стимулируют лошадь прыгать выше, например, умышленно создавать ситуации, когда животное ударяется ногами об перекладину. В случае обнаружения подобных приемов у конкурента, последний будет исключен из участия во всех турнирах на минимум 24 часа.
ВИДЫ ПРЕПЯТСТВИЙ
В конкурных состязаниях участникам приходится сталкиваться с разнообразными барьерами, распределенными на несколько категорий:
- высотные,
- широкие,
- комбинированные высотно-ширины.
Кроме того, имеются комбинированные препятствия, образованные двумя или более элементами, и называются они двойными или тройными системами. Отдельные части таких систем маркируются буквами A, B, C. Тройная композиция рассматривается как единичное препятствие, хотя и преодолевается за три прыжка. Неудачный прыжок через часть системы требует повторения всей последовательности.
Кавалетты представляют собой серию брусьев, находящихся на высоте 15-20 см от земли и размещенных на расстоянии, соответствующем шагу или растяжке лошади. Они служат для тренировки как начинающих наездников, так и для обучения молодых лошадей, улучшая гибкость посадки и синхронизацию движений с животным.
Чухонец - это тип высотного препятствия, состоящий из брусьев, укрепленных на двух опорах.
Джокер - сложный спортивный элемент, представляющий собой одну балку, поддерживаемую двумя стойками, и за успешное преодоление которого участники получают удвоенные очки.
Калитка - вертикальное препятствие шириной около двух метров, висящее свободно на опорах.
Крестовина - высотное препятствие, где брусья расположены перекрестно на двух опорах с разным уровнем крепления концов.
Шлагбаум - препятствие, похожее на железнодорожный шлагбаум, и имеющее форму удлиненного треугольника на опорах.
Стенка - высотный барьер, изображающий каменную стену, с дополнительными разрушаемыми элементами для увеличения высоты.
Канава - широкое препятствие, часто включаемое в маршруты крупных событий, может быть сухой или водной, и с разрешенными добавлениями для увеличения сложности.
Тройник - комбинированное препятствие из трех последовательных брусьев с возрастающей высотой.
Оксер - комбинированный элемент из двух параллельных частей, который можно модифицировать по высоте и расстоянию, имитируя, например, прыжок через канаву.